<< назад  2  6  7  8  10  вперёд >>

Тема 3. Охрана рекреационных систем


       Вопрос 1. «Режим хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны курортов»
   Порядок и особенности функционирования курорта определяется положением о данном курорте. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
   В ст. 1 гл. 4 Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» дается понятие об округах санитарной (горно-санитарной) охраны, представляющих собой особо охраняемые природные территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной охраны) является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
   Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливаются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон (гл. V, ст. 16, п. 3 Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
   На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
   На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
   На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
   Закон разграничивает обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны: в первой зоне он осуществляется пользователями, во второй и третьей - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
   Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Необходимо также сказать, что контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

   Вопрос 2. «Законодательство РФ о пользовании природными лечебными ресурсами»
Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», принятых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
  В Федеральном законе РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. говорится о том, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Природные лечебные ресурсы (по определению настоящего Федерального закона) - это минеральные воды, лечебные грязи, раппа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
  Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
В соответствии с законом, они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность
субъекта РФ).
   Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Их разработку и использование осуществляют юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на эти виды деятельности. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления лечения и профилактики заболеваний, а также в целях организации отдыха граждан. Минеральные воды могут также использоваться для промышленного розлива (ст. 10 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
  Другие природные ресурсы на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться у проживающих там граждан и юридических лиц на различных правах, в том числе в собственности в соответствии с действующим природоресурсным законодательством. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. Все природопользователи обязаны соблюдать особый охранный режим, установленный на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
   На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются зоны и округа санитарной и горно-санитарной охраны с особым режимом хозяйственной деятельности, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей с прилегающими к ним участками от загрязнения и преждевременного истощения.
   В ст. 11 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регламентируются положения о разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и использовании других природных лечебных ресурсов. В них говорится, что месторождения разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
   Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются запасом и сроком их эксплуатации, утвержденными по промышленным категориям.
Согласно закону, технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

 

<< назад  2  6  7  8  10  вперёд >>

Сайт управляется системой uCoz