<< назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 вперёд >>
Тема 3. Охрана рекреационных систем
Вопрос 1. «Режим
хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны курортов»
Порядок и особенности
функционирования курорта определяется положением о данном курорте. В границах
лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается)
деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных
ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В ст. 1 гл. 4
Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах» дается понятие об округах санитарной (горно-санитарной)
охраны, представляющих собой особо охраняемые природные территории с
установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования,
проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных
лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней
участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для
лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы
относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются
округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа
санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной охраны)
является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона
(района).
Границы и режим округов
санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и
курортов федерального значения устанавливаются исполнительными органами
государственной власти субъектов РФ.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон (гл.
V, ст. 16, п. 3 Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
На территории первой
зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за
исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных
ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически
чистых и рациональных технологий.
На территории второй
зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно
с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение
работ, загрязняющих природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к
их истощению.
На территории третьей
зоны вводятся ограничения на
размещение промышленных
и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление
хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной
среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Закон разграничивает
обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны: в первой
зоне он осуществляется пользователями, во второй и третьей - пользователями,
землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах
санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств
пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной)
охраны.
Необходимо также сказать, что контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной)
охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Вопрос 2. «Законодательство
РФ о пользовании природными лечебными ресурсами»
Законодательство о
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
основывается на положениях Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,
принятых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В Федеральном законе РФ
«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»
от 23 февраля 1995 г. говорится о том, что природные лечебные ресурсы,
лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием
народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся
соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои
особенности в использовании и защите.
Природные лечебные ресурсы (по определению настоящего Федерального закона) - это
минеральные воды, лечебные грязи, раппа лиманов и озер, лечебный климат, другие
природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний
и организации отдыха.
Лечебные свойства
природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований,
многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
ведающим вопросами здравоохранения.
Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
В соответствии с законом, они могут принадлежать на праве собственности
Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве
собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономным областям, автономным округам (собственность
субъекта РФ).
Вопросы владения,
пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном
ведении РФ и ее субъектов. Их разработку и использование осуществляют
юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на эти виды
деятельности. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и
физическим лицам для осуществления лечения и профилактики заболеваний, а также в
целях организации отдыха граждан. Минеральные воды могут также использоваться
для промышленного розлива (ст. 10 Закона «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
Другие природные ресурсы
на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться у
проживающих там граждан и юридических лиц на различных правах, в том числе в
собственности в соответствии с действующим природоресурсным законодательством.
Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не
отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным
законодательством о природных ресурсах. Все природопользователи обязаны
соблюдать особый охранный режим, установленный на территориях
лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
На территориях
лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются зоны и округа
санитарной и горно-санитарной охраны с особым режимом хозяйственной деятельности,
проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных
лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей с прилегающими к ним
участками от загрязнения и преждевременного истощения.
В ст. 11 Федерального
закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах» регламентируются положения о разработке месторождений минеральных вод,
лечебных грязей и использовании других природных лечебных ресурсов. В них
говорится, что месторождения разрабатываются в соответствии с лицензией. На
курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов
осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и
организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
Объемы добываемых
минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к
категории природных лечебных ресурсов, лимитируются запасом и сроком их
эксплуатации, утвержденными по промышленным категориям.
Согласно закону, технология добычи, подготовки и использования минеральных вод,
лечебных грязей, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории природных
лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного
истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
<< назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 вперёд >>