<< назад  6  7  8  10  11  12  вперёд >>

 

Тема 6. Рекреация и здоровый образ жизни


     Вопрос 1. «Уровень здоровья, факторы, влияющие на него»
Что такое здоровье? Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, Н.Л. Полонский).
Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность.
Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А.Д. Адо),
Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев [7,8]).
Вместе с этим, в большинстве научных исследований справедливо подчеркивается, что абсолютное здоровье - это не более чем абстракция [2,6].
Как определить уровень здоровья? Для оценки состояния здоровья населения (уровня общественного здоровья) используют различные показатели: демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни), показатели заболеваемости, болезненности, инвалидизации и др. Определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, состояния основных физиологических резервов. В этом отношении большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого. Некоторые из них имеют компьютерные варианты, что дает возможность оперативной обработки результатов обследования достаточно больших контингентов и организации мониторинга здоровья.
От чего зависит здоровье? Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считается, что вклад различных факторов в состояние здоровья следующий:
- наследственность - 20 %;
- окружающая среда - 20 %;
- уровень медицинской помощи - 10 %;
- образ жизни - 50 %.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, таковы:
- человеческий фактор - 25 % (физическое здоровье - 10 %, психическое здоровье - 15 %);
- экологический фактор - 25 % (экзоэкология - 10 %, эндоэкология - 15 %);
- социально-педагогический фактор - 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15 %, поведение, режим жизни, привычки - 25 %);
- медицинский фактор - 10 %.
Зависит ли уровень здоровья от материального благополучия? Уровень материального благополучия несомненно оказывает значительное влияние на образ жизни. Простой здравый смысл и результаты исследований свидетельствуют о том, что сохранение и укрепление здоровья возможно только при условии удовлетворения базовых жизненных потребностей. Не случайно первые этапы повышения показателей средней продолжительности жизни в развитых странах был» напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением благосостояния людей; В настоящее время в экономически развитых странах 6-10-кратный разрыв в среднедушевом доходе крайних по уровню обеспеченности групп населения ведет за собой 3-4-кратную разницу в показателях здоровья. Лица с меньшими доходами чаще болеют, реже прибегают к профилактической помощи, имеют более высокие показатели смертности. Группы населения с высоким доходом чаще используют профилактические виды медицинской помощи. Однако по достижении определенного материального благополучия (доходы среднего класса) на здоровье населения в целом и каждого конкретного человека в первую очередь начинают влиять не столько сами материальные возможности, сколько характер их использования в интересах здоровья. Последнее в значительной степени зависит от уровня образования. При сравнении одинаковых полово-возрастных групп показано, что смертность лиц с высоким уровнем образования в 1,5-4 раза ниже, чем в группах с более низким уровнем образования. Убедительны также данные о различиях в средней продолжительности жизни. Считается, что большая продолжительность жизни лиц с более высоким уровнем образования связана, в первую очередь, с более рациональными стереотипами поведения и, кроме того, с характером труда. Образование матери прямо влияет на уровень младенческой смертности; в крайних вариантах (университет, незаконченная средняя школа, неграмотные) показатели смертности младенцев различаются более чем в 4 раза.
     Вопрос 2. «Валеология как наука о здоровье. Предмет, методы»
В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и психологии все чаще используется слово «валеология», которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают «науку о здоровье», «учение о здоровом образе жизни», «оздоровительно-профилактические основы медицины» и т.п. (И.И. Брехман, А.И. Бурханов, С А Вайншток, В.И. Гончаров, Л.А. Калинкин, Э.М. Казин, В Д Медведков, Ю.Н. Моргалев, Л.М. Сураева и др.).
Что такое валеология? Валеология - это наука, которая изучает индивидуальное здоровье, методы его поддержания и укрепления. (Valeo (греч.) - здравствовать, быть здоровым). Термин валеология ввел в 80-х годах нашего столетия И.И. Брехман (1982 г) Близок к нему термин «хелсазм», распространенный в странах Европы. В России часто вместо валеологии используют понятия «здоровье», «здоровый человек».
Валеология является наукой, которая использует результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др.
В настоящее время Валеология, как учебная дисциплина введена в программы обучения школ, средних и высших специальных учебных заведений. В Новгородском государственном университете с 1995 г. предмет «Валеология и основы медицинских знаний» является обязательным для всех направлений и специальностей немедицинского профиля.
Стало общепринятым в определении науки использовать критерии Дж. Томсона, который писал, что наука отличается от «не науки» наличием предмета, метода и способа предсказывать будущее в своей области.
Предмет валеологии. Валеологию определяют как науку о принципах и механизмах формирования, развития и сохранения здоровья человека в онтогенезе. Следует ли из этого, что отклонения в здоровье, в функционировании систем организма находятся за пределами интересов валеологии? Прежде всего, не имея знаний о сущности патологических процессов, невозможно определить норму и нормальное отклонение состояния функций систем организма, не ведущее к их деструкции, к патологии. Иными словами, невозможно определить резервные возможности организма сохранять и реализовывать свои функции.
Например, такие понятия как стресс, резистентность, предболезнь, синергизм, антагонизм, рекомбинация и др. характеризуют здоровый организм, но их показатели являются определяющими для оценки патологии.
Предметом валеологии являются технологии формирования состояния и динамики здоровья человека в онтогенезе. Данные технологии обеспечивают своевременный запуск, развертывание и реализацию согласованного функционирования систем организма, исключение развертывания патологических программ деятельности организма. Технологии программ здоровья обеспечивают оптимальную реализацию функций организма в соответствии с его возрастом. Например, в пубертатном периоде это программа обеспечения подготовки генеративных функций организма, а во взрослом периоде - программа реализации детородной функции и т.д.
Предмет валеологии более четко можно понять, если рассмотреть в сопоставлении такие категории, как здоровье и болезнь. Определить здоровье или болезнь без взаимной увязки этих понятий невозможно. Многие исследователи отождествляют понятие здоровья с понятием «норма». Н.Лосев (1995) прямо пишет - «здоровье это нормальное состояние организма», т.е. норма деятельности его систем, но совокупность норм далеко не всегда соответствует здоровью.
Валеология как наука проходит этап становления, ей предназначена ведущая роль в создании и реализации здраво-центристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия - тысячелетия валеологии.
Методы валеологии. Валеология использует генетические, биохимические, биофизические, физиологические, морфологические, психологические, социальные и другие подходы и методы при изучении формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе.
На современном этапе развития в валеологии доминирует прагматическая составляющая. Как в большинстве наук, теоретическая ее часть вначале отстает от прагматической, это период накопления знаний, осмысление которых дает развитие теоретической составляющей и вслед за этим следует быстрый рост практического приложения. В некоторых регионах открыты центры валеологии, ставшие базисными для диагностики, прогноза и текущей коррекции состояния здоровья индивида.
Прагматический этап развития валеологии естественно порождает методическую пестроту, что не может считаться недостатком в период становления науки, ибо это путь практически всех наук о человеке - путь, который со временем приведет к созданию современной теории здоровья, объясняющей, с помощью каких механизмов формируется, развивается и сохраняется здоровье человека, позволяющее ему выполнять функции, соответствующие определенному этапу жизни.
Прагматический характер валеологии предопределяет экспериментальный характер этой науки. Понятие «эксперимент» не применимо для изучения человека, однако здесь нужно иметь ввиду что речь идет о тех экспериментах, которые ставит над человеком сама жизнь: условия его обитания, условия и характер труда и т.д.
Биосоциальная природа человека позволяет использовать
эксперименты на животных для некоторых задач в валеологии, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость изучения механизмов регуляции функций организма в критические возрастные периоды.
     Вопрос 3. «Валеология: становление, проблемы и перспективы развития»
Введение в массовое обращение терминов «валеология» и «экология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи для широких слоев населения, роста заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния России. Для удовлетворения потребности в здоровье многие прибегают к «модным» средствам - от телеисцелений до пищевых добавок типа гербалайфа, поскольку, к сожалению, действующая система здравоохранения и традиционные методы физического воспитания, ориентированные на подготовку к выполнению обязательных нормативов, оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населения. В этих условиях почти спасительным представляется появление иных «новых» направлений в науке, отражающих многовековой опыт и знания миллионов людей, накопленные в заботах о здоровье и нормальном развитии детей, о лечении больных и раненых, о развитии своих сил и способностей, о способах выживания в сложных и меняющихся условиях среды, приспособления к ним и удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Валеология - информационный фонд и научно-обоснованный набор видов деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека.
Именно такой смысл вкладывали в это понятие участники выездной сессии Ученого совета ВНИИФКа (август 1968 г.) в башкирском городе Салавате. Речь шла о гармоничном единении медицины и физической культуры, рационального режима труда и активного отдыха, рекреации на лоне природы и полноценного питания. Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением, отраслевыми и региональными федерациями. Научно-методическое обеспечение этого движения весьма плодотворно осуществлялось сотрудниками ВНИИФКа (Н.И. Косилина, В.В. Матов, Л.Н. Нифонтова, И.Т. Осипов и др.), а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны. Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов, спортивных организаций, обществ перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их «другим путем» - под невысказанным вслух девизом «От значка ГТО - к валеологии». Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного
движения.
Весьма важным направлением, определяющим итоги валеологической деятельности, является разработка и осуществление профилактических медицинских мероприятий. Авторами оригинального, первого в стране учебно-методического документа - «Межкафедрального плана преподавания валеологии для студентов медицинских институтов» (Л.А. Калинкин, В.Л. Силуянова, А.К. Дежев) - поставлена задача углубления знаний студентов медицинских вузов в области валеологии - науки «о профилактически-оздоровительных основах медицины, позволяющей формировать фундаментальное представление о здоровье индивидуума». Указывалось, что в основе валеологии лежит первичная и вторичная профилактика заболеваний и
авматизма, а методами валеологии являются использование огромного генетического фонда, заложенного природой в организм человека, и различные способы компенсации или инактивации патогенного воздействия элементов окружающей среды.
План и программа были одобрены и поддержаны рецензентами - кафедрами врачебного контроля и лечебной физической культуры Москвы и Ленинграда, Тбилиси и Еревана, Караганды
и др.
Программой был определен круг вопросов, которые должны изучить студенты медицинских вузов на различных кафедрах в процессе обучения, а преподавание строилось на принципе изучения теоретических, клинических и организационных вопросов. Такая подготовка студентов обеспечивала им фундаментальное представление о здоровье человека, что должно реализоваться в практической деятельности студентов при их работе в качестве субординаторов на выпускающей кафедре, в том числе на кафедре врачебного контроля и лечебной физкультуры.
Например, на кафедре физического воспитания в соответствии с новой программой изучались такие относящиеся к валеологии темы, как:
- «Занятия физической культурой и спортом, закаливание - основные факторы повышения резистентности организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды»;
- «Физкультурно-оздоровительный и культурно-спортивный комплексы»;
- «Туризм - нагрузка психофизического сопряжения: здоровье, отдых, знание, спорт и др».
Кроме того, в том же курсе рассматривались условия и правила деятельности в школах и парках здоровья, на климатолечебных сооружениях, в рекреационных учреждениях; основы организации физической культуры в раннем детском возрасте и методы закаливания детей; реабилитационная и лечебная физкультура для предупреждения возникновения и обострения неврологических проявлений остеохондроза позвоночника, ишемической болезни сердца, физические упражнения во время беременности и в послеродовом периоде и др.
На распространение идей и мероприятий валеологии, нацеленных на формирование и осуществление здорового образа жизни, большое влияние оказывает общественное мнение, под которым понимается следующее: 1) система относительно устойчивых оценок общественной жизни, традиционных отношений к социальным явлениям; 2) интеллектуальная реакция широких слоев общества на конкретное явление или событие.
Общественное мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:
- знаний о социальном значении и эффективности здорового образа жизни, влиянии на человека физической культуры, подкрепленных соответствующей базовой информацией в лице законодательных актов и учебных пособий, обобщенного и личного опыта, пропагандистских материалов;
- впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информационных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспекты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и психологии.
Наиболее существенным итогом этих процессов явилось активное включение педагогов и образовательных учреждений в формирование здорового образа жизни с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельную учебную специализацию, дисциплины, курсы (Е.В. Ткаченко, Э.М. Казин, И.А. Коротких и др.). Как отмечалось министром образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко, в связи с тем, что за время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей, необходимы изменения в организации оздоровительной работы, просвещения. Для этого открывается новая специальность «Педагогическая валеология», разрабатывается стандарт по этой специальности, готовится учебно-методическая литература. Так, в соответствии с региональной концепцией и программой двигательная подготовка учащихся в общеобразовательных школах организовывалась в каждой школе индивидуально, с учетом желания и интересов детей; их типологических моторных признаков, физических сил и возможностей, возрастных особенностей, пола, состояния здоровья и др. По региональной программе работают более полутора десятков пилотных школ и другие учреждения в городах и сельской местности (А.В. Баранов, С.В. Кочнева, Е.В. Логинов и др.)- При этом особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности в области организации здорового образа жизни детей, формированию на этой основе навыков самостоятельных физкультурных занятий учащихся общеобразовательных школ.
Современная структура учебных планов, включающая федеральные стандарты, региональные компоненты и авторские программы, расширила творческие возможности педагогов и позволила заметно разнообразить средства и методы физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащихся средних учебных заведении, а также воспитанников дошкольных учреждений. Это - дополнительные «уроки здоровья» в начальных классах, цель которых - на основе межпредметных связей формировать знания школьников по вопросам физической активности, рационального питания, использования свойств природы в укреплении здоровья, личной гигиене; на занятиях на свежем воздухе, в играх и босохождении, при обливании водой и обтирании снегом прививаются и укрепляются навыки здорового поведения и образа жизни, в частности для резистентности растущего организма (В.С. Николаев, М.И. Поляков, Г.Я. Шидловский и др.).
Следует подчеркнуть, что подобного рода поиски и совершенствование образовательно-воспитательной деятельности ведутся повсеместно.
Валеологическое образование имеет междисциплинарный характер и должно осуществляться с использованием межведомственного сотрудничества и творческих связей специалистов разного профиля - педагогов и архитекторов, медиков и инженеров, транспортников и градостроителей, диетологов и юристов. В этом убеждает осуществление нескольких научно-исследовательских и педагогических экспериментальных программ, связанных с реабилитацией здоровья людей, находящихся в районах и работающих на предприятиях с негативной экологической обстановкой, охваченных антропогенными загрязнениями (Л.А. Калинкин, Л.В. Костина, Н.В. Минина, А.Н. Горбатов), в ходе которых приходилось решать вопросы правовых отношений и совершенствовать оздоровительные технологии, разрабатывать и создавать новые образцы оздоровительной техники, тренажеров и использовать радиоиммунологические методы определения количественных характеристик гормонов в сыворотке крови и другие новинки. Иными словами, решение проблем здоровья в современном мире невозможно полукустарными или камерально ограниченными методами. Формирование и осуществление здорового образа жизни, овладение основами валеологии объективно требуют всемерного расширения гносеологических связей разных наук и соответствующего фронта исследовании и ресурсов для фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, повышения их качества, а также квалификации и ответственности исполнителей.
Однако выполнение научно-исследовательских разработок не должно завершаться лишь написанием отчетов. Главный критерий плодотворности таких разработок - опытно-конструкторское внедрение, а еще лучше - создание образцов продукции и технологии массового производства, будь то оздоровительная техника, тренажеры или параметрически закрепленные комплексы педагогического или врачебно-оздоровительного воздействия на людей и т.п.
При этом следует обратить особое внимание на разработку комплексных проектов оздоровительных центров, сооружений, оборудования, на создание и обустройство маркированных оздоровительных рекреационных территорий и маршрутов, экостадионов и т.п.
Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.
1. Комплексные и взаимокоординируемые научно-исследовательские разработки, которые включают:
- обобщениё опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;
- выявление положительного социально-экономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни;
- активные оздоровительные меры по устранению негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;
- валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.
2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.
3. Организация образовательно-пропагандистской кампании «Здоровый образ жизни и культура быта», включающей популяризацию разнообразной валеологической информации - выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.
4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры и спорта, а также внедрение в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня, различных видов активного отдыха с использованием новых оздоровительных технологий.
5 Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок в области валеологического образования и воспитания.
Валеология — это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Наиболее высоким уровнем здоровья обладают люди, имеющие наиболее разностороннюю натренированность: на выносливость, силу, гибкость, быстроту, ловкость, т.е. чем больше разнонаправлена физическая подготовка человека, тем меньше у него слабых звеньев в отдельных органах и системах организма, тем лучше он приспособлен к выживанию и противодействию вредным влияниям внешней среды и тем более устойчив биологически.
Хорошо известно, что с появлением человека, особенно с началом его производственной деятельности, возникли все более ускоряющиеся и углубляющиеся изменения биосферы, что дало основание В.И.Вернадскому оценить человека как биологическую силу, изменяющую планету Земля в физическом, химическом и во многих других отношениях. Стало очевидным, что биосфера переходит в новое эволюционное состояние, и роль человека в этом процессе становится далеко не однозначной. Сейчас уже окончательно окрепло понимание того, что наступило время, когда дальнейшая эволюция планеты и человеческого общества направляется Разумом, и биосфера все более превращается в сферу Разума - Ноосферу. В начале XX века В.И.Вернадский считал, что биогенные эффекты научной мысли проявятся ярко через сотни декамириад
(декамириада - сто тысяч лет). Но события развивались гораздо стремительнее. На природу, процессы в которой протекают только эволюционно, медленно, обрушились результаты научно-технической деятельности человека, определяемые как научно-технический прогресс.
К сожалению, в судьбу биосферы научно-техническая революция привнесла гораздо больше отрицательного, чем позитивного. Установлено, например, что во всем мире заводы, фабрики, транспорт выделяют в атмосферу до 800 млн т сажи и копоти в год. Кроме того, промышленные предприятия мира ежегодно выбрасывают в атмосферу около 700 млн т пыли, сернистого ангидрида, окиси углерода, окислов азота, углеводородов.
Размах антропогенного влияния на окружающую среду в последние годы достиг таких масштабов, что возникла реальная угроза самой жизни на планете. Речь идет, прежде всего, о вредных для биосферы аэрозолях и химических веществах, выбрасываемых промышленными предприятиями и разрушающих жизненно важный естественный барьер - озоновый слой, предохраняющий живые организмы от действия ультрафиолетовых лучей; кислотных дождях, поражающих почву, водоемы; о радиационном загрязнении биосферы; обезвоживании и опустынивании огромных регионов планеты; о «парниковом эффекте» и т.д.
Еще одним фактором, отрицательно влияющим на организм современного человека, является гипокинезия. Она появилась сравнительно недавно, но ее влияние на организм человека нарастает крайне быстро. Академик А.И.Берг еще в 1969 году приводил весьма показательные цифры, утверждая, что во всей вырабатываемой человечеством энергии доля мышечных усилий за последние 100 лет сократилась с 94 до 1%. Особенно пагубно ограничение движений сказывается на растущем, развивающемся организме детей и подростков.
Тяжелейшие антропогененные воздействия на человека и биосферу, а также резкое снижение уровня жизни населения России в последние годы явились причиной катастрофического ухудшения здоровья людей. В своей статье «За всенародное движение "Здоровый мир"» И.И.Брехман - «отец» современной валеологии - приводит ряд данных, убедительно подтверждающих это. Отмечается, что сокращение численности населения
России начинается еще до зачатия (физически или генетически неполноценные супружеские пары), во время пьяного зачатия, вследствие абортов, по которым Россия занимает одно из первых мест (около 3 млн ежегодно) и как результат - в 1985 г. было принято 2 5 млн родов, а в 1991 г. - только 1,5 млн. В 1975 г. недоношенных детей в СССР было 2 млн, а в 1990 году - 4 млн. Специалисты прогнозируют, что к 2015 г. доля здоровых новорожденных сократится до 15-20 %. По детской смертности Россия обгоняет развитые страны в 2-2,5 раза. Больше половины российских школьников имеют слабое здоровье или просто больны. Нормальными во всех отношениях из стен школы выходят только 20-25 % молодых людей, а в Санкт-Петербурге и Москве - только 3-4 %. Детей с расстройством психики - 5 млн, а всего больных детей - 25 млн.
Велика заболеваемость и среди взрослых. Людей с психическими расстройствами - около 6 млн человек. Хронических алкоголиков официальная статистика насчитывает 5 млн, фактически их в несколько раз больше. Наркомания превращает в инвалидов все большее число людей, главным образом, молодых.
По продолжительности жизни Россия отстает от развитых стран на 10-15 лет. В 1992 г. прирост населения стал отрицательным.
Как видим, отрицательные факторы антропогенного воздействия значительно снижают резервы здоровья как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях. И в этих условиях организм человека непрерывно адаптируется к целому комплексу стремительно изменяющихся природно-климатических и социально-производственных факторов. «Цена адаптации» при этом зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей человека. Поэтому одной из главных задач валеологии и профилактической медицины является изучение механизмов адаптации с целью более полноценного использования природных адаптагенов для лечения и профилактики различных болезней.
Крайне неблагополучные прогнозы приводят к выводу о том, что необходима срочная разработка и реализация государственной программы, призванной противодействовать дальнейшей деградации здоровья населения России. Она должна включать целый комплекс социальных, медико-профилактических, организационных и экономических мер для решения этой важнейшей задачи.
Следует также подчеркнуть, что валеология, являясь одним из важных научных направлений в человековедении, представляет собой интегративную науку. Здесь смыкаются биологическая теория онтогенеза и генетика человека, экология и ряд дисциплин профилактической медицины, возрастная физиология и физическое воспитание, педиатрия и геронтология; к ней относятся психология, педагогика, философия, социология и некоторые другие науки. Такое многоракурсное рассмотрение человека позволяет полноценно решать основную задачу валеологии - увеличение количества биологического, психического, нравственного здоровья и в то же время требует от специалиста-валеолога овладения методологией системного подхода, сформированности системного мышления.
Валеология в современных условиях развивается в двух направлениях: медицинская валеология, имеющая своим предметом исследования человека со всеми его биологическими проблемами (феминология, андрология, ювенология и т.д.) и педагогическая валеология, предметом исследования которой является процесс включения человека (на разных этапах его становления) в валеологическую индивидуальную программу, осуществлению которой (на разных ее этапах) могут и должны помогать родители, воспитатели и учителя. В.В.Колбанов и Г.К.Зайцев [9] рассматривают педагогическую валеологию «как область научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья».
Создаваемая в России валеологическая служба (с 1995 г. разрешена подготовка специалистов-валеологов в педагогических вузах) призвана решать ряд сложных задач. Среди них - комплекс ключевых вопросов детского периода жизни ребенка, включая внутриутробный его этап. Как известно, детский период определяет развитие структур и функций, на основе которых происходит становление взрослого человека. Именно детство является тем критическим периодом жизни, когда определяются потенциальные возможности и индивидуальные особенности взрослого человека, в том числе и важнейшие характеристики биологического здоровья, такие как достижение высокого уровня
физической работоспособности, скорость адаптации к условиям меняющейся окружающей среды, устойчивость к заболеваниям
В качестве примера особого внимания к физическому и психическому здоровью детей со стороны педагогов и педологов еще в начале XX века можно привести работу В.М.Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья», в которой раскрывается зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен вывод, актуальный и по сей день - рациональное воспитание должно развивать в ребенке «тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами».
Организм ребенка в процессе роста и развития объективно выполняет сложную «работу» по самопостроению, саморазвитию, саморегулированию, самоконтролю и самосохранению. И если ребенок сколько-нибудь осознанно не принимает участия в этой работе, процесс формирования его здоровья, а значит и социализации, будет неполноценным. Только квалифицированная валеологическая помощь со стороны родителей, воспитателей и учителей может сделать ребенка властелином своего здоровья.
Автор первых в России учебников по валеологии для школы Л.Г.Татарникова, характеризуя систему валеологического образования, отмечает, что последняя «должна обеспечить внедрение здорового образа жизни во все сферы жизнедеятельности, и прежде всего на уровне школы, других воспитательных и учебных учреждений, и предусматривать целый ряд практических шагов, начиная с введения учебного курса «Валеология» и кончая созданием комфортной, валеологически целесообразной «сферы обитания».
В заключение заметим, что поскольку здоровье человека, в конечном счете, напрямую связано с качеством образования и воспитания, становится крайне актуальным формирование валеологической парадигмы в педагогической деятельности учителя. Значительно возрастает и роль педагогических вузов в подготовке специалистов новой формации - педагогов-валеологов.

<< назад  6  7  8  10  11  12  вперёд >>

Сайт управляется системой uCoz