<< назад  2  6  7  8  10  вперёд >>

Тема 2. Законодательство РФ об особо охраняемых территориях и курортах
Вопрос 1. «Общая характеристика законодательства об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)»


   Законодательство об особо охраняемых природных территориях представляет собой достаточно обширную систему законодательных и подзаконных актов Российской Федерации.
Основополагающие нормы и принципы регулирования ООПТ закреплены в Законе РФ от 19 февраля 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», раздел IX (далее - Закон об ООПС); в Законе РФ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ); в Законе РФ от 23 февраля 1995 г. «0 природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; в Положении о государственных природных заповедниках в РФ от 18 декабря 1991 г. (с изм., и доп. от 23 апреля 1996 г.); в Положении о национальных природных парках РФ от 10 августа 1993 г. и многих других (см. приложение 1 «Перечень нормативных актов»)
   Подробно регулируются организация, охрана, использование особо охраняемых территорий, а также управление ими. Федеральное законодательство регулирует также вопросы ведения кадастра ООПТ, лицензирования пользования природными ресурсами этих территорий, ответственности за нарушения законодательства об ООПТ и др.
Отношения, возникающие при использовании и охране земель, вод, лесов и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством: земельным, водным, лесным и др. Основными законами здесь являются: Земельный кодекс РСФСР, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др. Так, в ЛК РФ определены способы рубок, возможные в лесах государственных природных заповедников, национальных и природных парков, памятников природы. В нем предусмотрено осуществление государственными природными заповедниками функций госуправления на закрепленных за ними участках лесного фонда. В ВК РФ содержится понятие особо охраняемых водных объектов и перечисляются категории этих объектов.
    В систему законодательства об ООПТ входят также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормы которых, в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить Законам РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством (Гражданский кодекс РФ), если иное не
предусмотрено федеральным законом.
    Важную роль в регулировании ООПТ играют международные конвенции и соглашения, в которых участвует Россия, причем они имеют большую силу, чем национальные законы. Например, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1972 г.) ставит своей задачей охрану объектов природы, имеющих исключительную ценность для всего человечества. В ней предусмотрена международная помощь в сохранении объектов, включенных в официальный список объектов всемирного наследия (в нашей стране такой статус присвоен, в частности, Золотым горам Алтая и некоторым другим природным объектам). Россия заключает, кроме того, двусторонние и многосторонние договоры по трансграничным региональным проблемам, в частности, а создании совместных охраняемых территорий (по вопросу о международных конвенциях и соглашениях в области ООПТ).

     Вопрос 2. «Категории и виды особо охраняемых территорий»
  В законодательстве существует понятие особо охраняемых природных территорий. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частью из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
   Закон об ООПС 1991 г. называет такие ООПТ, как государственные природные заповедники, включая биосферные, заказники, национальные природные парки, памятники природы (раздел IX, ст. 60-64, 66). Все они образуют природно-заповедный фонд РФ, обеспечиваются особой охраной государства, изъятие их земель запрещено (ст. 60).
Принятый в 1995 г. Закон об ООПТ внес существенные изменения в правовой статус предусмотренных разделом IX Закона об ООПС особо охраняемых природных территорий, одновременно был значительно расширен их перечень. Согласно ст. 2 Закона об ООПТ, могут быть созданы следующие категории ООПТ, отличающиеся особенностями правового режима и статусом природоохранных учреждений (в тех случаях, когда они создаются):
- государственные природные заповедники (в том числе биосферные);
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В Законе также предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ. Например, территории зеленых зон, городских лесов и парков, микрозаповедники, охраняемые береговые линии и речные системы, охраняемые природные ландшафты и др. (ч. 1,2 ст. 2).
Закон об ООПТ регулирует отношения в области организации, охраны и использования только специально перечисленных в нем особо охраняемых природных территорий. Что же касается других ООПТ, которые могут устанавливаться Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, то Федеральный закон об ООПТ не определяет их правовое положение. В Законе не предусмотрено требование о том, что те категории ООПТ, что устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления, должны быть зафиксированы в законах субъектов Федерации с определением их правового статуса. Однако именно по такому пути идет региональный законодатель, что представляется правильным. Законы отдельных субъектов РФ, посвященные регулированию традиционных категорий ООПТ, часто включают положения об иных категориях особо охраняемых природных территорий. Так, в частности, Закон Республики Хакасия 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Хакасия» наряду с территориями, перечисленными в Федеральном законе об ООПТ, предусматривает и такие, как эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреационные зоны. Закон Республики Тыва «06 особо охраняемых природных территориях Республики Тыва» включает в число ООПТ этноприродные парки, государственные природные микро-заповедники, охраняемые водно-болотные угодия; Закон Красноярского края «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» - государственные природные микрозаповедники и микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодия, биологические станции (учебно-научные стационары), охраняемые объекты и др.

    Вопрос 3. «Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Классификация санаторно-курортных учреждений»
Лечебно-оздоровительные местности и курорты с учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий.
    Согласно закону, территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, раппа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
   Среди других категорий ООПТ лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
   Опираясь на сказанное выше, необходимо определить, что же включает в себя понятие «курорт».
Курортом является особо охраняемая природная территория, освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Следует отметить, что к категории лечебно-оздоровительной местности или курорта не может быть отнесена любая территория, даже обладающая какими-либо природными лечебными факторами.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом в зависимости от ее значения осуществляется Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
    Курорты и лечебно-оздоровительные местности классифицируются по степени своего значения.
Они могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в ведении федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ либо в ведении органов местного самоуправления.
    К примеру, курорт Белокуриха является курортом федерального значения.
В ряде случаев курорты располагаются очень близко друг к другу (Крымское и Кавказское побережье Черного моря, Белокуриха в Сибири и др.)- Такие территории с компактно расположенными курортами, объединенные общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны называются курортными регионами (районами). Южный берег Крыма, Черноморское побережье Кавказа, Алтай по праву считаются курортными регионами (районами).
Совокупность лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов, всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов составляет курортный фон Российской Федерации.


 

<< назад  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  вперёд >>

Сайт управляется системой uCoz