<< назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 вперёд >>
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рекреация, от латинского
«recreatio», означает восстановление. Индустрия восстановления духовных,
физических, моральных, нравственных сил предусматривает широкие возможности для
предоставления услуг, когда человек выбирает, а профессионалы подсказывают, в
каком направлении лучше всего провести восстановление и, главное, осуществляют
его.
Индустрия рекреалогии является с одной стороны известным словосочетанием, а с
другой - постоянно наполняется новым смыслом. В особой мере это относится к
современной России, которая перешла от «закрытой» к либеральной рекреационной
системе. Это выражается в активном и динамическом развитии выездного туризма -
одного из элементов этой системы.
В целом рекреационная система структурно может
быть представлена следующими функциональными подсистемами (по видам
рекреационной деятельности):
- туризм познавательный, спортивный, оздоровительный, в том числе
санаторно-курортное лечение;
- гостиничное обслуживание и пребывание;
- организация питания;
- информационно-рекламное обеспечение;
- досуговая культура.
Переход к рынку позволил российским предпринимателям оценить
перспективы деятельности в этой высоко прибыльной отрасли экономики, и сегодня
можно утверждать, что в сфере бизнеса сформировался новый вид
предпринимательской деятельности - рекреационная деятельность.
По своему характеру этот вид деятельности скорее всего
относится к малому бизнесу, поскольку не сформированы крупные структуры в форме
транснациональных корпораций типа мировой сети гостиниц «Хилтон».
Более того, этот вид бизнеса не прошел этапа комплексирования, когда отмеченные
выше функциональные блоки рекреационной системы представляют единый
технологический комплекс или вертикально-интегрированные образования.
Исключение составляют отдельные санаторно-курортные комплексы, на базе которых,
помимо медико-биологических и психолого-эстетических, реализуются
производственно-хозяйственные функции.
Действующие в настоящее время санаторно-курортные
комплексы могут выступать прототипом будущих туристических комплексов как
многоотраслевых территориальных образований. Таким образом, рекреационные
системы и комплексы во многом отождествляются с туристскими и
санаторно-курортными комплексами, поскольку первые отражают те основныё факторы,
которые лежат в основе организации вторых. Это касается вопросов законодательной
базы, климато-рекреационного потенциала и рекреационных ресурсов, направленных
на формирование здорового образа жизни.
Туристические и санаторно-курортные комплексы представляют собой индустрию
рекреалогии, поскольку ими осуществляется массовое, технологически
взаимосвязанное производство рекреационных услуг во всех функциональных блоках
рекреационной системы.
Создание крупных образований в форме санаторно-курортных и
туристических комплексов является несомненной точкой роста экономики региона,
поскольку речь идет о развитии существующих и создании новых отраслей и новых
рабочих мест: развитии транспорта, строительстве дорог, развитии социальной
сферы и т.п.
Предприятия, поспешившие в процессе приватизации отдать рекреационные объекты на
баланс территорий, теперь не только сожалеют, но и вынуждены заново их
возводить, потому что это им выгодно в социальном и экономическом аспектах.
В настоящем учебном пособии заложен принцип
комплексности и многомерности рекреационных систем. В этой связи материал
охватывает практически все основные функциональные блоки таких систем, а каждый
из блоков представлен самостоятельным разделом, адекватно отражающим
соответствующую учебную дисциплину.
Таким образом, настоящее учебное пособие, объединенное общим названием, можно
рассматривать как шесть взаимосвязанных, но самостоятельных учебных курсов по
специальности
06.08.00 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного
хозяйства» в рамках специализации 06.08.03 «Организация предпринимательской
деятельности»:
1. Рекреационные системы и комплексы.
2. Экономика и организация санаторно-курортных и туристических комплексов.
3. Наука о питании. Организация питания.
4. Технология гостиничного обслуживания.
5. Экономика туристской деятельности.
6. Информационно-рекламная деятельность в СКК.
Данное пособие рассматривает не столько технологический аспект индустрии
рекреалогии, сколько предпринимательский, когда начинающий бизнесмен может
надеяться на успех, а потерпевший неудачу в августе 1998 г. может вернуться в
этот весьма специфичный вид деятельности.
Пособие рассчитано на студентов дневной и заочной форм обучения по специальности
06.08.00 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного
хозяйства», а также на работников высшего и среднего звена управления
предприятий, относящихся к индустрии рекреалогии. Нельзя не отметить, что,
поскольку это коллективная работа сотрудников кафедры «Экономики и
предпринимательства» НГАЭиУ, то есть смысл отправить читателя еще к одной работе
этой кафедры «Экономика и менеджмент на предприятии», Новосибирск, НГАЭиУ, 2000,
в которой раскрываются механизмы предпринимательства, способствующие успеху
дела.
<< назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 вперёд >>