главнаяоглавлениеАВторствокомментарии

<< назад  6  7  8  10  11  12  13  14  15 вперёд >>

Раздел 2:   ЭКОНОМИКА И  ОРГАНИЗАЦИЯ  САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ И
ТУРИСТИЧЕСКИХ  КОМПЛЕКСОВ

Тема 4. Управление капиталом
Вопрос 1. «Роль и структура капитала»
Роль капитала проявляется в следующих положениях:
1. Капитал отражает состояние экономической среды: так, ее ориентирами определяется характер капитала (частный, смешанный, государственный), а ценности экономической среды влияют на уровень технологичности капитала (различают, например, капитал наукоемкий, интеллектуальный, отечественный). Культура экономической среды проявляется в уровне управления капиталом через опыт, эрудицию.
2. Капитал отражает коммуникации и коммуникативные отношения в фирме, и влияет на: а) организацию управления в компании; б) поддержание внешних коммуникаций; в) организацию новых коммуникативных связей; г) развитие коммуникативных отношений.
3. Капитал - отражение учредительных отношений внутри компании. Через него проявляется лидерство. Он диктует выбор организационно-правовой формы, является связующим элементом между работодателем и работником.
4. Капитал в МБ - это собственность, приносящая собственнику доход. Роль капитала в формировании дохода фирмы намного превышает все другие действия компании, направленные на доход.
5. Капитал - ведущий элемент ресурсного потенциала фирмы, включающий недвижимость, землю, трудовые ресурсы, технологические, энергетические, сырьевые ресурсы, природные факторы и т.д. В совокупности эти элементы составляют производственный капитал (много больший уставного капитала). Перед фирмой стоит задача: определить размер ресурсного потенциала. Проблема в том, что необходимо найти для всех единый измеритель. В стоимостном выражении потенциал измерить сложно, так как не все элементы могут выражаться в рублях. Поэтому прибегают к методу расчета по энергетическим показателям. Так можно измерить практически все элементы ресурсного потенциала.
6. Капитал - это товар со всеми присущими ему свойствами, он имеет спрос, предложение, ликвидность, потребительскую стоимость. Это значит, что фирма может использовать или эксплуатировать капитал. В любом случае он должен приносить прибыль. Исходя из роли капитала, его структура в МБ может быть представлена в двух измерениях:
1) С позиции накопления (использования): частный, смешанный, иностранный.
Частный капитал имеет следующую структуру: земля ~ 60%, жилье ~ 15%, транспорт ~ 5%, прочие строения ~ 20%. Смешанный капитал: государственная доля ~ 20%, частный капитал ~ 60%, негосударственные фонды (пенсионный, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) ~ 5%, иностранный капитал - до 49%.
Иностранный капитал имеет следующую структуру: иностранное представительство - 100%, филиалы иностранных компаний - 100%, СП (в России) - до 49%, «зеркальное предприятие» - до 49%.
2) По характеру использования: залоговый, ипотечный, страховой, акционерный. Залоговый необходим для получения кредита в банке, обычно в соотношении 1 % 2 (кредит к залогу).
Ипотечный необходим для операций на рынке земли и недвижимости.
Страховой необходим для подстраховки инноваций (венчурный капитал)
Акционерный отражает роль и долю собственника компании.

Вопрос 2. «Учредительный капитал и его функции»
Функции учредительного капитала:
- отражает долю собственности каждого из участников (право собственности);
- отражает долю участия в управлении компании (голосов);
- отражает долю получения прибыли (дивидендов);
- отражает долю собственности (убытки);
- отражает возможность получения кредитов.
Состав учредительных взносов:
- деньги;
- имущество;
- профессиональные знания;
- навыки;
- умения;
- деловая репутация;
- деловые связи.
Денежная единица вклада производится по соглашению.

Вопрос 3. «Основные формы и виды управления капиталом»
Формы и виды капитала (вытекают из его роли и особенностей):
1. Капитал выполняет шесть основных функций.
2. В процессе использования, капитал проявляет противоположные, но не противоречивые качества:
а) в фазе эксплуатации капитал олицетворяет недвижимость (аренда, субаренда) и носит статический характер;
б) в фазе реализации (продажа) он очень динамичен. Это противоречие наглядно проявляется через курс акций, который может меняться в течение дня и чаще. В тоже время стоимостные характеристики недвижимости меняются довольно медленно, отставая от курса валюты, хорошо проявляется через переоценку основных фондов, не чаще чем раз в два-три года.
3. Значимость капитала несравненно выше других элементов ресурсного потенциала предприятия. Парадоксы заключаются в следующем:
а) вся система управления предприятием направлена на выпуск и реализацию готовой продукции (все функциональные отделы задействованы на данной функции предприятия);
б) вся система коммуникации предприятия, за которое отвечает первое лицо - руководитель, направлена также на увеличение объемов и продаж;
в) жизненный цикл капитала намного превышает жизненный цикл товара (например, жизненный цикл капитала, недвижимости составляет не менее 25 лет и до бесконечности, а жизненный цикл товара (напр.машины) до 5-ти лет, жизненный цикл услуг - максимум 1 год).
Таким образом, капитал остается как бы бесхозным элементом.
Эти три особенности наложили отпечаток на специфические свойства капитала.
Специфические свойства капитала:
1. Управление капиталом - не столько управление собственностью, сколько управление по поводу собственности.
Эти отношения имеют три уровня:
• право владения, которое создает для собственников только предпосылки (закрепление этого права);
• право использования, которое создает для собственников возможность использования по их усмотрению;
• право распоряжения, которое создает для собственников право принятия решений. Это высшая стадия отношений собственников капитала.
2. Капитал - это товар, приносящий несравненно большую прибыль и более значимый на рынке. Это значит, что необходим маркетинг собственности, направленный на совершенствование этого товара с целью его высокой ликвидности и конкурентоспособности.(Желательно, чтобы предприятие умело работать на рынке капитала. Зачастую легче продать целиком предприятие, его акции, чем товар этого предприятия. Ликвидность предприятия - это сочетание его производственных характеристик и географического места. Ликвидность акций - сочетание доходности и надежности предприятия.)
3. Специфический характер управления капиталом проявляется на рынках капитала, недвижимости, и фондовом рынке. Рынок недвижимости носит олигополистический характер, так как на нем небольшое число продавцов и он очень чувствителен к ценам, а фондовый рынок или рынок акций - монополистический, так как на нем покупатели стремятся к консолидации пакета акций.
Таким образом, исходя из шести функций капитала, из трех особенностей и трех специфических свойств вытекают новые подход и схемы управления капиталом.
1) В современных системах управления гипертрофирована роль президента компании. Он больше занимается рынком готовой продукции и поддержанием коммуникаций, чем капиталом.
2) Невысока юридическая грамотность собственников, особенно по поводу владения, использования, распоряжения.
3) Разрушены прежние отношения; произошло разгосударствление собственности, появилась частная собственность, а отношение к ней осталось на прежнем уровне.
4) Высока роль субъективных факторов (макро-, микро- экономических, социальных и политических).
Новый подход и новые схемы управления капиталом предусматривают необходимость нового функционального отдела, обеспечивающего эффективное использование капитала, то есть принимающего решения, позволяющие получить прибыль именно от капитала. Чтобы обеспечить прибыль от капитала, необходимы три условия: защита капитала, ликвидность и конкурентоспособность капитала, правовое обеспечение отношений между владельцами капитала.
Сегодня первоочередной задачей является защита капитала, которая имеет не менее 4-х степеней:
• законодательные акты, обеспечивающие неприкосновенность частного капитала (реституция) - это защита от насильственного второго передела;
• защита заложена в учредительных документах по поводу уступки и переуступки долей;
• защита заложена в организационной структуре управления компанией;
• заложена в систему безопасности жизнедеятельности фирмы.
Наиболее защищенными считаются две структуры управления: вертикальная (последовательная) и горизонтальная (параллельная).
Вертикальная предполагает, что существует вертикаль из не менее, чем трех элементов.
«Мать» сохраняет капитал через владение акциями «дочери». Иногда «внучка» получает в доверительное, трастовое управление акции «матери». Если материнская компания отдала более 25% акций + 1 акция, то капитал считается размытым, поэтому третья степень защиты позволяет сохранить «материнский» капитал, обеспечить работу дочерних и внучатых компаний в пределах распределения не более 15% акций.

 

<< назад  6  7  8  10  11  12  13  14  15 вперёд >>

Сайт управляется системой uCoz